Что влияет на психологию семейных взаимоотношений

ПСИХОЛОГИЯ ДОМАШНИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Домашние взаимоотношения охватывают пара систем взаимоотношений: супруг — супруга; родители — дети; дети — дети; дети — бабушка (дед); супружеская семья — родительские семьи каждого из супругов и т. п.
Рассмотрим подробнее психологию супружеских взаимоотношений, потому что именно они, в большинстве случаев, определяют уровень качества домашней жизнедеятельности, удовлетворенность от брака.
Социальные психологи уверены в том, что ключевую роль в определении поведения и действия каждого члена семьи играется групповая направленность. Это социально-психологическое явление, включающее групповые мотивы, цели, рвения, ценности, интересы. Напомним, что групповая направленность семей возможно разной. К примеру, одни семьи смогут быть ориентированы на ценности нравственно-психологического характера: воспитание детей в атмосфере любви и согласия; уверенность в прочности брака; занимательный досуг. Для других определяющей есть опытная деятельность и увеличение опытного статуса (увлекательная работа, хорошее образование). Кто-то превыше всего ставит достижение материально-бытового благополучия и т. п.
Свидетельствует ли это, что члены семьи не должны иметь своего собственного мнения, взоров, интересов, оценок тех либо иных событий? Нет, ни за что! Но отсутствие общей направленности и неспециализированных целей семьи, преобладание частных интересов отдельных членов ведут к внутрисемейным конфликтам.
Серьёзна и эмоциональная атмосфера в семье. Психологический климат семьи отражает степень удовлетворенности супругов и их детей домашней жизнью. Любовь между женой и мужем, любовь своих родителей к детям, уважение друг к другу и согласие, интерес к делам каждого члена семьи наровне с материальным благополучием создают комфортные условия совместного проживания.
Супружеская жизнь динамична, она изменяется в зависимости от определенных жизненных событий. Так, появление у молодых своих родителей ребенка, особенно первого, ведет к повышению домашнего труда, появлению родительских обязанностей. Все это требует важной перестройки супружеских взаимоотношений, и в первую очередь сотрудничества мужа и жены в ведении домашнего хозяйства, уходе за ребенком и его воспитании. В зависимости от того, как удачно проходит такая перестройка, брак делается или более зрелым и прочным, или в отношениях между супругами наступает разлад.

Прокомментируйте приведенные результаты социологических изучений российских ученых.
Лишь у 20% вступающих в брак парней оценки характера друг друга взаимоположительны.
Больше половины женихов и невест еще до брака не удовлетворены характером друг друга.
Вместе с тем будущие супруги (практически 3/4 опрошенных) уверены, что по окончании свадьбы им будет легче исправить то, что им не нравится в партнере.

По различным предлогам появляются домашние конфликты. В таковой ситуации любой человек должен функционировать разумно, переходить к рациональному рассмотрению появившихся разногласий и достижению согласия на почве взаимных уступок. Нет ничего унизительного в том, дабы первым идти на уступку. По словам Л. Н. Толстого, обожать — значит жить жизнью того, кого обожаешь. Исходя из этого любой должен быть вежливым и доброжелательным, готовым сделать первый ход к примирению, показать великодушие к промахам и слабостям другого.

Слова мужчина и дама ассоциируются у нас со множеством разнообразных показателей, включая различия репродуктивных функций, телосложения, характера, рода занятий, социального статуса и многого другого.
В современной научной литературе наровне с понятием пол довольно часто употребляется понятие гендер. Как связаны они между собой? Что современная наука понимает под гендерными различиями ?
До середины XX в. половая принадлежность индивида считалась более либо менее однозначной биологической данностью, определявшей все различия между женщинами и мужчинами. По мере развития психологической науки сформировалось представление о социальных и психологических различиях мужчин и дам, каковые смогут не иметь биологической базы. Такие различия и взяли наименование гендерных.
Не смотря на то, что слова гендер и пол и их производные время от времени употребляются как синонимы, их нужно различать.
Понятие пол (sex) подразумевает совокупность биологических отличий мужчин от дам. В первую очередь речь заходит о генах, определяющих половую принадлежность организма, половых хромосомах, внутренних репродуктивных органах и т. п.
Понятие гендер (от англ. gender, от лат. gens — род), во-первых, подразумевает каждые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от дам (то, что раньше именовали половыми свойствами либо различиями), во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и дам, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Каждое общество в соответствии со своими ценностями определяет гендерные роли, т. е. предъявляет нормативные предписания и ожидания к верному мужскому либо женскому поведению. Исполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида. Следовательно, возможно сказать о социокультурных закономерностях гендерного поведения.
Вспомните, какие конкретно социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в различные исторические эры (эра Античности, Средние века, Новое время). Как они развивались в течении столетий: что изменялось, а что, напротив, оставалось неизменным? Как вы думаете, из-за чего?
В начале XXI в. ученые опросили группу выпускников российских вузов с целью узнать, какие конкретно качества необходимо воспитывать у мальчиков и девочек. Расхождения между ответами мужчин и дам не были значительными. Какие конкретно же качества они считают желаемыми для мальчиков и девочек? Для мальчиков: 1) самостоятельность, 2) ответственность, 3) любознательность. Для девочек: 1) ответственность, 2) хорошие манеры, 3) послушание.
Примечательно, что о послушании девочек упомянули 56% мужчин и 42% дам. Для мальчиков это свойство стоит на последнем месте (его назвали 18% мужчин и 14% дам). Следовательно, представители обоих полов требуют от девочек послушания в три раза чаще, чем от мальчиков. Примечательно, что и результаты других социологических изучений разрешают сделать вывод, что российские родители ожидают от девочек в первую очередь конформизма и аккуратности, а от мальчиков — инициативности и саморазвития. (Как вы оцениваете результаты проведенного опроса?)
Одновременно с этим большая часть ученых отмечают, что всевозрастающее участие дамы в публичном производстве, ее рвение занять равные, а иногда и более значимые, чем у мужчин, социальные позиции требуют от дамы намного больше усилий: они должны не только противостоять соперникам, но и преодолеть инерцию привычных стереотипов.

ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

Воспитание в семье как более либо менее осмысленное воздействие происходит, в большинстве случаев, по отношению к детям. Но предпринимают попытки воспитывать друг друга и супруги (особенно в первые годы супружеской жизни), на которых, со своей стороны, стремятся воздействовать их родители (свекрови, тещи, свекры, тести). Нужно прежде всего уважать друг друга, видеть в другом человеке личность, которая в праве на собственное вывод. Необязательно слепо делать то, что предлагают другие люди, но прислушиваться к точке зрения более умелых людей нужно.
Под домашним воспитанием знают осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое старшими членами семьи. В большинстве случаев, оно направлено на то, дабы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, какими будут ребенок, ребёнок, парень, женщина.
Содержание, темперамент и результаты домашнего воспитания зависят не только от возраста и пола ребенка, но и от ряда черт семьи. Рассмотрим их более детально.
Личностные ресурсы семьи определяются составом семьи (наличием обоих своих родителей либо одного из них, братьев и сестер, других родных родственников), и такими чертями старших членов семьи, как общее состояние организма, темперамент, уровень и вид образования, личные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и т. п. Эти факторы воздействуют на цели и стиль домашнего воспитания.
Спектр целей домашнего воспитания очень широк. Он включает в себя привитие младшим гигиенических навыков, бытовых умений; культуры общения; физическое, интеллектуальное развитие; развитие отдельных свойств; подготовку к определенной профессии либо сфере деятельности.
Система приемов и темперамент сотрудничества с младшими определяют стиль воспитания. Педагоги выделяют четыре соответствующих типа взаимоотношений: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.
Диктат в семье характеризуется рвением старших максимально подчинить своему влиянию младших. Инициатива детей всячески пресекается. Родители жестко добиваются выполнения своих требований, стремясь всецело контролировать поведение, интересы а также жажды детей. Это достигается посредством неусыпного контроля и наказаний, что часто приводит к естественному сопротивлению ребенка. Таковой стиль дисциплинирует младших и формирует желательные для старших установки и навыки поведения. Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, обычно вместе с апатией и пассивностью.
Опека в семье — это система взаимоотношений, при которых родители, снабжая удовлетворение потребностей ребенка, ограждают его от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Возможно заявить, что родители создают своим детям оранжерейные условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям подготавливаться к настоящей жизни за порогом родного дома. Эти дети выясняются наименее приспособленными к жизни в коллективе.
Невмешательство — система межличностных взаимоотношений в семье, строящаяся на признании возможности а также целесообразности независимого существования взрослых и детей. Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не нужно переходить намеченную так линию.
Сотрудничество характеризуется рвением старших установить утепленные отношения с младшими, завлекать их к решению неприятностей, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие, устанавливая правила и более либо менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и растолковывают мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость. Таковой стиль содействует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
К сожалению, в современном русском обществе наметилось понижение воспитательного потенциала семьи. Ученые уверены в том, что это происходит прежде всего из-за повышения числа семей с неполным составом и недостаточного уровня знаний и навыков своих родителей по воспитанию детей. (Поразмыслите, какие конкретно еще обстоятельства вы имеете возможность назвать.)
Помимо этого, в последние годы существенно обострились социально-экономические обстоятельства (факторы), обусловливающие рост числа сирот: стихийные бедствия, аварии, трагедии на производстве и транспорте, теракты, преждевременная смерть своих родителей. Усугубляют обстановку и прогрессирующая тенденция к разрушению нравственных устоев семьи, разительная бездуховность, потеря крайне важных человеческих ценностей. Число обездоленных детей продолжает пополняться и благодаря лишения своих родителей их родительских прав из-за пьянства, безнравственного образа жизни, отказа матерей от содержания и воспитания своих детей; роста числа матерей-одиночек, несовершеннолетних матерей и других обстоятельств. В среднем по каждому региону каждый год выявляется от 2 до 4 тыс. детей, по разным обстоятельствам лишившихся родительского попечения, появляются социальные сироты.
Подведем итоги. В родительской семье формируются базы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.
Но современная семья уже не играется той самодовлеющей роли, которая была у нее в предшествующую эру. Отражается как возрастание роли публичных университетов социализации (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление классической роли отца, трудовая занятость дамы и т. п.).
Родительский авторитет в далеком прошлом уже не есть полным, все чаще вместо способов запрета и принуждения в воспитании употребляются доказательства и убеждения. Мы говорим сейчас не о родительской власти, а о моральном авторитете своих родителей. Но, как мы знаем, поддерживать моральный авторитет значительно тяжелее, чем власть, основанную на силе, особенно в современном обществе, в то время, когда расширяется диапазон источников информации и выбор круга общения. Дети желают, дабы у них были не авторитарные, а авторитетные родители. Следовательно, возможно сказать о том, что юные люди должны без шуток подготавливаться к исполнению своих супружеских и родительских ролей.
Основные понятия: семья как малая группа, психология домашних взаимоотношений, гендер, гендерное поведение, домашнее воспитание.
Термины: расширенная (многопоколенная) семья, нуклеарная семья, функции семьи, групповая направленность, эмоциональная сфера, гендерные различия, личностные ресурсы семьи, цель воспитания, стиль воспитания.

1) Какие конкретно науки изучают семью? В чем состоит различие их подходов к изучению семьи? 2) В чем особенности семьи по сравнению с другими малыми группами? 3) Какие конкретно классификации семьи вам известны? 4) Назовите основные функции семьи в обществе. Приведите примеры, иллюстрирующие каждую из них. 5) Что воздействует на психологию домашних взаимоотношений? 6) Объясните сущность термина гендерные различия. Раскройте на примерах гендерные роли личности. 7) Что такое домашнее воспитание? Какие конкретно факторы воздействуют на его содержание, темперамент и результаты? 8) Перечислите основные стили воспитания.

Поразмыслите, обсудите, сделайте

Что влияет на психологию семейных взаимоотношений

1. Современный английский социолог Э. Гидденс определяет семью как ячейку общества, складывающуюся из людей, каковые помогать друг другу социально, экономически либо психологически или идентифицируют друг друга как поддерживающую группу. Как, на ваш взор, это вывод соотносится с определением, приведенным в тексте параграфа (противоречит ему, дополняет его и т. п.)? Свой ответ обоснуйте. Сформулируйте собственное определение семьи как малой группы.
2. Семья Л. складывается из шести человек: папа, мать, четверо детей. В семье нет четкого разделения обязанностей по гендерному показателю. В случае если супруг приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их дремать. К каким типам (по различным основаниям) возможно отнести семью Л. Укажите в каждом случае показатели, по которым вы это выяснили.
3. Назовите основные функции семьи и каждую из них проиллюстрируйте примером.
4. Восточная мудрость уподобляет семью колодцу, а детей каменной плите, защищающей его. Как вы понимаете суть данной метафоры?
5. Сформулируйте преимущества и недостатки каждого из названных стилей воспитания в семье. Приведите примеры из жизни исторических личностей либо литературных героев, каковые имели возможность бы проиллюстрировать тот либо другой стиль воспитания с соответствующими ему положительными и отрицательными чертами.

Поработайте с источником

Что влияет на психологию семейных взаимоотношений

Предлагаем вам прочесть фрагмент произведения российского писателя Н. В. Гоголя (1809—1852 гг.) Чем возможно супруга для мужа в несложном домашнем быту при нынешнем порядке вещей в России.

Рекомендации юный жене

Распределите ваше время: положите всему непременные часы. Не оставайтесь поутру с вашим мужем: гоните его на пост в его департамент, ежеминутно напоминая ему, что он целый должен принадлежать неспециализированному делу и хозяйству всего страны. что он женился как раз после этого, дабы, освободя себя от небольших забот, всего дать отчизне, и супруга дана ему не на помеху работе, а в упрочнение его на работе. Дабы все утро вы работали порознь, любой на своем поприще, и через это встретились бы радостно перед обедом и были рады бы так друг другу, как бы пара лет не виделись, дабы вам было что пересказать друг другу и не попотчевал бы один другого зевотою: поведайте ему все, что вы делали в вашем доме и домашнем хозяйстве, и пускай он поведает вам все, что создавал в департаменте своем для неспециализированного хозяйства. Вы должны знать обязательно существо его должности, и в чем состоит его часть, и какие конкретно дела произошло ему вершить в тот сутки, и в чем как раз они состояли. Не пренебрегайте этим и не забывайте, что супруга должна быть помощницей мужа. В случае если лишь в течение одного года вы станете пристально выслушивать от него все, то на другой год будете в силах подать ему кроме того совет, станете знать, как одобрить его при встрече с какой-нибудь проблемой по работе, станете знать, как вынудить его перенести и вытерпеть то, на что у него не достало бы духа, станете его подлинный возбудитель на все красивое.
Вопросы и задания: 1) О какой функции семьи пишет Н. В. Гоголь? Свой ответ подкрепите цитатами. 2) Какие конкретно рекомендации писателя, жившего в XIX в. по вашему точке зрения, может взять на заметку женщина XXI в. Объясните, из-за чего они сохранили актуальность . 3) Н. В. Гоголь употребил в названии произведения слово чем, которое употребляется по отношению к неодушевленным объектам. Как вы думаете, стоит ли дамам вследствие этого обижаться на писателя? Свой ответ аргументируйте.

§ 38. Антисоциальные и криминальные молодежные группы

какой не редкость направленность личности? Для чего человеку группа? Каковы механизмы группового влияния?

Как вы уже понимаете из прошлых параграфов, группы способны усилить то, что имеется в нас, и породить что-то большее, чем то, на что способен индивид сам по себе. В группе бегуны бегут стремительнее, а зрители смеются громче. Студенты-интеллектуалы, общаясь с этими же, как они, интеллектуалами, взаимно обогащаются. Юные люди, склонные к правонарушениям, общаются между собой, и это ведет к усилению их антисоциальной направленности. В зависимости от того, какие конкретно проявления группа усиливает либо подавляет, она может как оказать пользу, так и нанести вред личности.
В этом параграфе обращение будет по большей части идти о группах, наносящих вред как личности, так и обществу, — асоциальных и антисоциальных группах. Такие группы изучают психологи, социологи, юристы, педагоги. Предметом особого внимания являются асоциальные и антисоциальные молодежные группы.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ ГРУППЫ

Многие дети и юноши по различным обстоятельствам не смогут удовлетворить имеющиеся у них интересы и потребности в ученических группах. Они с радостью вступают в неформальные группы, существующие вне школы. Одни ищут в таковой группе поддержки и участия, другие пробуют самоутвердиться, третьим не достаточно эмоциональной сопричастности, слитности с группой, четвертым принципиально важно руководить, властвовать над другими, пятых приводят в неформальную группу неудачи в учебе, конфликтные отношения с одноклассниками, преподавателями и родителями. Отечественный педагог С. Т. Шацкий (1878—1934 гг.), обрисовывая объединения уличных мальчишек, сказал, что эти объединения хороши тем, что они свободны, подвижны, находятся в близком соприкосновении с жизнью и разнообразны. Такие группы предоставляют молодым людям возможность быть совместно, общаться, принадлежать к объединению, где им гарантирована психологическая, моральная, физическая защита.

Сам факт формирования групп подростков и юношей — процесс закономерный. Опасность содержит не по большому счету неформальные подростковые либо юношеские группы, а только те, в которых происходит криминализация парней.

Неформальные группы, появляющиеся вне школы, отличаются от ученических групп склонностью к самоизоляции, крайнему обособлению от взрослых, в первую очередь от своих родителей и преподавателей.
По характеру социальной направленности выделяют три типа неформальных молодежных групп:
1) просоциальные, либо социально положительные;
2) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных неприятностей, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей;
3) антисоциальные, либо социально отрицательные, преступные, группы.
Примером просоциальных групп являются самодеятельные неформальные группы молодежи, каковые имеют социально значимые цели, задачи, программу действия, к примеру экологические, культурологические, охранно-исторические, спортивные объединения, группы социальной поддержки (к примеру, калек), клубы знатоков типа Что? Где? В то время, когда? и др.
Второй тип групп воображают неформальные молодежные объединения, где объединяющим стержнем являются необычный образ жизни, личные нормы. Такие объединения строятся на отрицании общепринятой морали, противопоставлении ей групповых ценностей. К примеру, панки допускают циничное отношение к девушкам, пренебрежительное отношение к закону, понижение ценности собственной жизни; рокеры на протяжении групповых ночных выездов на мотоциклах нарушают не только покой дремлющих граждан, но и правила дорожного движения; спортивные фанаты часто готовы вступить в драку с болельщиками другой команды. В асоциальные дворовые группы планируют довольно часто тяжёлые, находящиеся в изоляции от семьи и школы дети и юноши. Кое-какие из них объединяются по окончании ухода из дома в группы бродяг и попрошаек .
Изолированность асоциальных групп, их личные узкогрупповые ценности создают важные предпосылки для криминализации парней и их перехода в антисоциальные группы.

Что влияет на психологию семейных взаимоотношений

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ В АСОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ

Асоциальные группы, в которых еще не совершаются, но как бы созревают правонарушения, именуют криминогенными группами .
Члены криминогенных групп, в отличие от преступных, не имеют четкой ориентации на совершение правонарушений, но часто совершают их в проблемных, конфликтных обстановках либо при благоприятных для этого условиях.
Во всех неформальных подростковых группах достаточно четко прослеживаются лидерские процессы. Авторитет фаворита держится на уважении к опытности, бывалости, волевых качествах, а обычно и физической силе. Изолированные от внешнего мира группы с узкогрупповыми ценностями легко подвержены негативному влиянию фаворитов из бывших преступников. Они увлекают фальшивой романтикой преступного мира, эмоцией вседозволенности и легкого отношения к моральным ценностям, закону, жизни.
Влияние умелых преступников есть одним из дорог криминализации подростковых и молодежных групп.
Другой путь — без яркого влияния умелых преступников, благодаря внутренних социально-психологических механизмов и закономерностей развития группы. Рассмотрим кое-какие из них.
Прежде всего напомним, что условия неформальной молодежной группы усиливают проявление конформности. Чем с большей готовностью члены группы отдают себя в ее распоряжение и чем большее удовлетворение приносит им их единение с другими, тем выраженнее делается конформное поведение. (Вспомните, что это такое и в связи с какими явлениями групповой активности вы его изучали.) Кроме этого, в группе действует еще один механизм влияния — социальное заражение, проявляющееся как подпитываемое окружающими возбуждение, потеря сдерживающих механизмов. Тяжело представить себе любителя рок-музыки, который кричит в одиночку на протяжении концерта для маленького количества зрителей, но никого не поразит кричащая группа на гала-концерте. Методом социального заражения группы усиливают и агрессивные склонности отдельных людей, приводят в воздействие механизмы деиндивидуализации — потери человеком собственного я. Так, к примеру, один из рокеров заявляет: Мы не люди, мы звери на мотоциклах. Мы любим стремительную езду и девочек. Больше ничего.
Различение мы — они, о котором мы говорили как об одном из серьёзных показателей группы, в криминогенных группах начинает заменяться противопоставлением свои— чужие. Если ты свой, то во всем должен быть похожим своих: в одежде, стиле поведения, нравственных правилах. Подражание (а это также итог группового влияния) в молодежных группах часто принимает темперамент эпидемии. Это заметно, к примеру, в увлечении эстрадной музыкой, дискотеками, групповой символикой, музыкальном, спортивном фанатизме.
Из разных фильмов, быть может, и из собственного опыта вам известны группы школьников, систематически досаждающие своим более не сильный соученикам. В Скандинавских государствах таким группам присвоено особенное наименование — своры. Феномен своры — заметное явление в неформальных молодежных группах. Свора всецело подчиняется вожаку, доверяет его точке зрения. В свора ребёнок легко идет на правонарушение а также правонарушение, о чем свидетельствуют факты группового вандализма, хулиганств и других правонарушений. Отмечают, что правонарушения в свора совершаются с особенным цинизмом. Включается механизм состязательности: кто изобретет более изощренные способы издевательства над жертвой. Это явление в криминологии именуют групповым затмением сознания либо групповым ослеплением.
От конформности прежде всего страдают более культурные и интеллектуально развитые юные люди. Чем ниже интеллектуальный уровень неформального сообщества, тем более нетерпимы его члены к личным различиям. Аморальные юные люди стремятся понизить нравственность других в группе до своего уровня. Чем ниже культура подростков и юношей, тем стремительнее они сбиваются в свору, тем посильнее у них проявляется конформность, тем они агрессивнее относятся к непохожим на себя.

Что влияет на психологию семейных взаимоотношений

Приятелями становятся те, кто вкладывает в слово добро и зло однообразный суть и у кого неспециализированные приятели и враги. Нам нравятся те, кто похож на нас и занят тем же самым, чем заняты мы.

Воздействие социально-психологических механизмов криминализации усугубляет алкоголь, приводящий к снятию социального контроля, выключению осознаваемых регуляторов поведения. Помимо этого, появляется дополнительный мотив преступных действий, заключающийся в отыскивании средств на приобретение спиртного. Так, приобщение к алкоголю заметно повышает криминогенную опасность подростковых и юношеских групп. Более 80% правонарушений у нас совершается парнями в нетрезвом состоянии. А среди осужденных за агрессивные правонарушения процент совершивших их в нетрезвом состоянии достигает 90%.