Общение людей друг с другом

В зависимости от содержания, целей и средств общение возможно поделить на пара видов.

1. По содержанию оно возможно:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими либо физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (нужное для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и упрочнения межличностных контактов, установления и развития интерперсональных взаимоотношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение возможно:

3.1 Яркое (Осуществляемое посредством естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с применением особых средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает индивидуальные контакты и яркое восприятие приятель другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми смогут выступать другие люди).

Общение как сотрудничество предполагает, что люди устанавливают контакт между собой, обмениваются определенной информацией чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Дабы общение как сотрудничество происходило беспроблемно, оно должно складываться из следующих этапов:

Контакт масок — формальное общение, в то время, когда отсутствует рвение осознать и учитывать особенности личности собеседника. Употребляются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – комплект выражений лица, жестов, стандартных фраз, разрешающих скрыть подлинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение – его сущность в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено сказать в аналогичных случаях; это общение закрытое, по причине того, что точки зрения людей на тот либо другой вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. К примеру: формальная вежливость, ритуальное общение.

Формально-ролевое общение – в то время, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение – это процесс сотрудничества в общении, при котором происходит обмен информацией с целью достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно появляется на базе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем вероятные личностные расхождения.

Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.

ВИДЫ ОБЩЕНИЯ — типологические составляющие, разрешающие верно оценить его сущность, содержание и полноту проявления. Общение очень многогранно, возможно разных видов.

Различают межличностное и массовое общение. Межличностное общение связано с яркими контактами людей в группах либо парах, постоянных по составу участников. Массовое общение — это множество ярких контактов незнакомых людей, и коммуникация, опосредованная разными видами средств массовой информации.

Общение людей друг с другом

Выделяют кроме этого межперсональное и ролевое общение. В первом случае участниками общения являются конкретные личности, владеющие специфическими личными качествами, каковые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий. В случае ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (клиент—продавец, преподаватель—ученик, глава—подчиненный). В ролевом общении человек лишается определенной спонтанности своего поведения, поскольку те либо иные его шаги, действия диктуются исполняемой ролью. Общение возможно доверительным и конфликтным. Первое отличается тем, что в его ходе передается очень значимая информация. Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Общение возможно личным и деловым. Личное общение — это обмен неофициальной информацией. А деловое общение — процесс сотрудничества людей, делающих совместные обязанности либо включенных в одну и ту же деятельность.

Общение людей друг с другом

Общение не редкость прямое и опосредованное. Прямое (яркое) общение есть исторически первой формой общения людей между собой. На его базе в более поздние периоды развития цивилизации появляются разные виды опосредованного общения. Опосредованное общение — это сотрудничество при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

В социальной психологии многообразие общения возможно охарактеризовано и по типам. Императивное общение — это авторитарная, директивная форма сотрудничества с партнером по общению для достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям либо решениям. Партнер в этом случае выступает пассивной стороной. Конечная незавуалированная цель императивного общения — принуждение партнера. В качестве средств оказания влияния употребляются распоряжения, предписания и требования. Сферы, где достаточно действенно употребляется императивное общение: отношения глава—подчиненный, воинские уставные отношения, работа в экстремальных условиях, в чрезвычайных событиях. Возможно выделить и те межличностные отношения, где использование императива неуместно. Это интимно-личностные и супружеские отношения, детско-родительские контакты, и вся система педагогических взаимоотношений.

Манипулятивное общение — это форма межличностного сотрудничества, при которой влияние на партнера по общению для достижения своих намерений осуществляется скрытно. Вместе с тем манипуляция предполагает объективное восприятие партнера по общению, скрытым же выступает рвение добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. При манипулятивном общении партнер воспринимается не как целостная неповторимая личность, а как носитель определенных, нужных манипулятору свойств и качеств. Но человек, выбравший в качестве основного этот тип отношения с другими, в итоге довольно часто сам делается жертвой собственных манипуляций. Самого себя он также начинает принимать фрагментарно, переходя на стереотипные формы поведения, руководствуется фальшивыми мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни. Манипуляция употребляется непорядочными людьми в бизнесе и других деловых отношениях, а также в средствах массовой информации, в то время, когда реализуется концепция тёмной и серой пропаганды. Наряду с этим владение и применение средств манипуля-тивного действия на других людей в рабочий сфере, в большинстве случаев, заканчивается для человека переносом таких навыков и в остальные сферы взаимоотношений. Посильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, выстроенные на правилах порядочности, любви, дружбы и взаимной привязанности.

Объединенные совместно на базе неспециализированных показателей, императивная и манипулятивная формы общения составляют разные виды монологического общения, потому, что человек, разглядывающий другого как объект своего действия, по сути дела общается сам с собой, не видя подлинного собеседника, игнорируя его как личность. Со своей стороны, диалогическое общение — это равноправное субъект-субъектное сотрудничество, имеющее целью взаимное познание, самопознание партнеров по общению. Оно разрешает достигнуть глубокого согласия, самораскрытия партнеров, формирует условия для взаимного развития.

В жизни человека фактически нет периода, в то время, когда он находится вне общения. Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам.

Эксперты выделяют следующие формы общения.

Яркое общение есть исторически первой формой общения людей между собой. Оно осуществляется посредством органов, данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки и т. д.). На базе яркого общения на более поздних этапах развития цивилизации появились разные формы и виды общения. К примеру, опосредованное общение, связанное с применением особых средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), письменности, телевидения, радио, телефона и более современных средств для организации общения и обмена информацией.

Прямое общение – это естественный контакт лицом к лицу, при котором информация передается лично одним собеседником другому по принципу: ты – мне, я – тебе. Косвенное общение предполагает участие в ходе общения посредника, через которого передается информация.

Межличностное общение связано с яркими контактами людей в группах либо парах. Оно подразумевает знание личных изюминок партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Массовое общение – это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, и общение посредством средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т. д.).

Эксперты в сфере торговли и обслуживания в своей повседневной деятельности сталкиваются с проблемами межличностного общения.

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

Императивное общение – это авторитарная (директивная) форма действия на партнера по общению. Его основной целью есть подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, и принуждение к определенным действия и решениям. В этом случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект действия, как механизм, которым нужно руководить; он выступает пассивной, страдательной стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не прячется. В качестве средств влияния употребляются распоряжения, указания, требования, угрозы, предписания и т. п.

Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения есть оказание действия на партнера по общению, но наряду с этим достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет рвение добиться контроля в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих подлинных целях, цели прячутся либо подменяются другими.

При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная неповторимая личность, он есть носителем определенных, нужных манипулятору свойств и качеств. К примеру, не имеет значение, как хорош человек, что его доброту возможно применять в своих целях. Но часто человек, выбравший в качестве основного этот тип взаимоотношений с другими, в конечном счете сам делается жертвой собственных манипуляций. Самого себя он также принимает как фрагмент, руководствуется фальшивыми целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому ведет к нарушению конфиденциальных связей, выстроенных на дружбе, любви, взаимной привязанности.

Императивная и манипулятивная формы межличностного общения относятся к монологическому общению. Человек, разглядывая другого как объект своего действия, по сути, общается сам с собой, со своими задачами и целями. Он не видит подлинного собеседника, игнорирует его, другими словами человек видит около себя не людей, а своих двойников.

Диалогическое общение есть альтернативной императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и разрешает перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, настоящего партнера по общению.

Диалог возможет только в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу тут и по сей день, т. е. с учетом эмоций, жажд, физического состояния, каковые партнеры испытывают в данный конкретный момент);

доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное вывод и собственное решение (принцип паритетности);

общение должно быть направлено на неспециализированные неприятности и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);

Общение людей друг с другом

разговор нужно вести от своего имени, без ссылки на чужое вывод и авторитеты; направляться высказывать свои подлинные эмоции и жажды (принцип персонифицирования общения).

Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.

По своему назначению общение многофункционально.

В психологии выделяется пять основных функций.

Прагматическая функция общения реализуется при сотрудничестве людей в ходе совместной деятельности.

Формирующая функция проявляется в ходе развития человека и становления его как личности.

Функция подтверждения пребывает в том, что лишь в ходе общения с другими мы можем осознать, познать и утвердить себя в собственных глазах. К символам подтверждения возможно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.

Функция организации и поддержания межличностных взаимоотношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в различных обстановках может привести к различному отношению. Эмоциональные межличностные отношения видятся в деловом общении и накладывают на деловые отношения особенный отпечаток.

Внутриличностная функция общения – это диалог с самим собой. Благодаря данной функции человек принимает решения и совершает значимые постуки.

Помимо этого, выделяются пара видов общения, среди которых возможно отметить следующие.

Контакт масок. В ходе общения нет рвения осознать человека, не учитываются его личные особенности, исходя из этого данный вид общения принято именовать формальным. В ходе общения употребляется обычный комплект масок, каковые стали уже привычными (строгость, вежливость, безразличие и т. п.), и соответствующий им комплект выражений лица и жестов. В ходе беседы довольно часто используются расхожие фразы, разрешающие скрыть эмоции и отношение к собеседнику.

Примитивное общение. Данный вид общения характеризуется нужностью, т. е. человек оценивает другого как необходимый либо ненужный (мешающий) объект. В случае если человек нужен, с ним деятельно вступают в контакт, мешает – отталкивают резкими репликами. По окончании получения от партнера по общению желаемого теряют предстоящий интерес к нему и, более того, не скрывают этого.

Формально-ролевое общение. При таком общении вместо понимания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли. В жизни любой из нас играется множество ролей. Роль – это метод поведения, который задается обществом, исходя из этого продавцу, кассиру сберегательного банка не характерно вести себя как военачальнику. Не редкость, что в течение одного дня человеку приходится играться пара ролей: компетентный эксперт, сотрудник, начальник, подчиненный, пассажир, любящая дочь, внучка, мать, супруга и т. д.

Деловое общение. В этом виде общения учитываются особенности личности, возраст, настроения собеседника, но интересы дела являются более серьёзными.

Светское общение. Общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено сказать в аналогичных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий – база данного вида общения.

Общение осуществляется при помощи вербальных (словесных) и невербальных средств .

Общение людей друг с другом

Изучение процесса общения продемонстрировало, как это сложное, многообразное явление и разрешило выделить структуру общения, складывающуюся из трех взаимосвязанных сторон :

коммуникативной. которая проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, точек зрения, эмоций;

интерактивной. заключающейся в организации межличностного сотрудничества, т. е. в то время, когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями;

перцептивной. которая проявляется через восприятие, познание и оценку людьми друг друга.

В ходе общения человек пытается не просто воспринять собеседника, а познать его, осознать логику его поступков и поведения. Познание и познание людьми других и себя происходит в соответствии с психологическими механизмами восприятия.

Идентификация – это уподобление себя другому. Чтобы выяснить партнера по общению, нужно поставить себя на его место, поскольку запрещено по-настоящему осознать человека, пока не побываешь в его шкуре. Данный механизм разрешает осознать ценности, привычки, поведение и нормы другого человека.

Эмпатия (сопереживание) – это не рациональное осмысление неприятностей другого человека, а эмоциональный отклик, вчувствование, сопереживание. Эмпатия основана на умении верно воображать, что происходит в человека, что он переживает, как оценивает события. Установлено, что свойство к проявлению эмпатии возрастает с покупкой жизненного опыта. Пожилые люди, очень многое повидавшие и испытавшие, лучше понимают человека, попавшего в те либо иные события, нежели юные люди.

Высшей формой эмпатии есть действенная, характеризующая нравственную сущность человека. К примеру, возможно сокурснику, который завалил экзамен, а возможно оказать помощь готовиться к пересдаче.

Аттракция (завлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на происхождении к нему положительных эмоций: от симпатии до любви. Обстоятельством появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению часто не редкость их внутреннее сходство. К примеру, юные люди (юноши, девушки) значительно лучше знают друг друга, чем взрослых, каковые их окружают (своих родителей, преподавателей и т.п.).

Дабы верно осознать партнера по общению, принципиально важно знать его отношение к нам, как он принимает и понимает нас. В этом случае работает механизм, который в психологии именуют рефлексия.

Рефлексия (обращение назад) – это свойство человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но и знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, лично-личностные особенности и эмоциональные реакции. Наряду с этим наше внимание перено-сится с партнера по общению на нас самих и происходит как бы необычное удвоение зеркальных отражений друг друга.

Познание другого человека крайне важно для успешного общения с ним. Часто нас интересует, что заставляет собеседника функционировать так, а не в противном случае, т. е. каковы обстоятельства его поступков. Так как зная их, возможно спрогнозировать предстоящее поведение партнера по общению. Если бы человек постоянно располагал полной информацией об окружающих людях, с которыми он вступает в общение, то он имел возможность бы точно строить тактику сотрудничества с ними. Но в повседневной жизни мы, в большинстве случаев, находимся в условиях недостатка информации, не зная подлинных обстоятельств поведения другого человека. Это незнание вынуждает нас приписывать другим различные обстоятельства их поведения и поступков. В их основе лежит сходство поведения собеседника с каким-то известным образом либо анализ наших собственных обстоятельств, каковые обнаруживаются в подобной ситуации. Приписывание обстоятельств поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией (другими словами обстоятельство и придаю, наделяю). Изучения говорят о том, что у каждого человека имеется привычные объяснения чужого поведения. Одни люди постоянно находят виновника произошедшего и приписывают обстоятельство случившегося конкретному человеку, но не себе. К примеру, взял неуд на экзамене – виноват преподаватель, по причине того, что придирается. В этом случае говорят о личностной атрибуции. Другие склонны все видеть в событиях, а не искать виновника, т. е. они привыкли к обстоятельственной атрибуции. К примеру, опоздал на занятия, по причине того, что транспорт не хорошо ходит. Третьи видят все через стимульную атрибуцию, т. е. обстоятельство заложена в предмете. К примеру, сумка с продуктами упала, по причине того, что не хорошо стояла. Либо обстоятельство видят в самом пострадавшем. К примеру, отчислили из учебного заведения – сам виноват. Кроме этого, мы сталкиваемся с внутренней и внешней атрибуцией. К примеру, успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным свойствам, старательности, усидчивости, упорству и т. п. (внутренняя атрибуция), а можем приписать факту, что билет достался легкий либо что на протяжении экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (внешняя атрибуция).

При изучении каузальной атрибуции психологи установили занимательные закономерности. Так, обстоятельство успеха люди в большинстве случаев приписывают себе, а неудачи – событиям. Оценка события будет разны в случаях, в то время, когда человек был участником либо наблюдателем. Изучения подтвердили, что ошибки атрибуции приводят к предубеждениям при объяснении поведения членов группы. Неизменно оправдываются члены своей группы: Он ответил отказом, по причине того, что его заставили события. При объяснении тех же действий членов других групп люди говорят: Он ответил отказом, по причине того, что думает лишь о себе. Положительное поведение членов чухой (не своей) группы значительно чаще не замечается либо рассматривается как редкий, беспрецедентный случай.

Любопытно, что знание закономерностей и ошибок каузальной атрибуции оказывает помощь сделать ее действенной для налаживания сотрудничества.

Стереотипизация в переводе с греческого – жёсткий и отпечаток. Стереотип – это устойчивый образ какого-либо явления либо человека, складывающийся в условиях недостатка информации, иначе говоря штамп, к которому мы обращаемся. Стереотипизация может складываться в следствии обобщения личного опыта, к которому присоединяются сведения, полученные из книг, кинофильмов. Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в наше сознание родителями.

Наиболее живучи, но не всегда верны этнические стереотипы. К примеру, стереотипные представления о вежливости и чопорности англичан, педантичности немцев, эксцентричности итальянцев, загадочности славянской души. бросче всего этнические стереотипы проявляются в фольклоре, например, в смешных рассказах. Популярны и стойки опытные стереотипы. Не работая в конкретных сферах, мы, не задумываясь, говорим о точности математика, дисциплинированности военного, о том, что все коммерсанты – спекулянты, а госслужащие – бюрократы. Иными словами, любая профессия имеет свой штамп.

Стереотипное восприятие улучшается за счет хорошего либо нехорошего настроения, самочувствия. Так, при нехорошем самочувствии люди и события воспринимаются в более негативном свете.

Общение делается вероятным, в случае если люди, вступающие во сотрудничество, смогут оценить уровень согласия и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Это, со своей стороны, повышает культуру деловых взаимоотношений.