Основные психологические теории личности

Основные психологические теории личности

1.Психодинамические теории личности

Исторические корни психодинамических теорий личности восходят к психоанализу Фрейда. Обрисовывая топографию психики, Фрейд выделил три уровня — сознание, предсознание и бессознательное, причем бессознательное занимало громаднейшее место и в его теории, и в научных изысканиях. Восприятие, мышление, память, намерение, воображение и т.п. относятся к сознательной стороне психики. Содержание предсознания возможно легко переведено в осознаваемую форму, подобно тому как человек сразу же поймёт свое имя, когда его об этом задают вопросы. Бессознательное складывается из инстинктивных побуждений, скрытых мотиваций и распрей, талантливых стать источником невротических мыслей и действий. Фрейд выделял два основных врожденного влечения: эрос, т.е. ориентированный на воспроизведение жизни инстинкт, и танатос — разрушительный инстинкт рвения к смерти и физической агрессии. Любое влечение имеет побудительную силу; цель, т.е. желание незамедлительного удовлетворения; объект, при помощи которого достигается удовлетворение; и источник, т.е. орган, с которым он связан, к примеру гениталии в случае полового инстинкта. В случае если инстинкты не получают удовлетворения естественным образом, они подавляются, сублимируются либо направляются против собственного Я. К примеру, в случае если враждебный инстинкт не разряжается, его давление может обратиться на Я и стать обстоятельством суицида.

Фрейд выделял в структуре личности три части: Ид, Эго и Супер-Эго. Инстинкты конкретно действуют на уровне Ид (Оно). Побуждения Оно имеют целиком и полностью бессознательную природу и находятся под влиянием принципа наслаждения. Эго (Я) как образующее начало личности относится к сфере действия принципа действительности. Я имеет возможность различать фантазию и объективную действительность, в то время как Оно способно удовлетворять свои побуждения (к примеру, сексуальные) в снах либо фантазиях, одна из функций которых — мнимое выполнение жажд. Идеалы и нравственные правила личности коренятся в Супер-Эго (Сверх-Я). Либидо, базовая жизненная сила, является энергетическим причиной для всех трех компонентов в структуре личности, но, в соответствии с принципом психической экономии, упрочнение одной из частей личности истощает две другие. Конфликт между тремя компонентами может привести к психическим нарушениям, в случае если сильное Я, ядро личности, не имеет возможности удержать ее составляющие в состоянии гармонического равновесия.

2.Гуманистические теории личности

Усилия Э. Фромма, психоаналитика и социального философа, были направлены на гуманизацию психоанализа. С его точки зрения, кроме того в случае если все физиологические потребности человека удовлетворены, психическое здоровье зависит от удовлетворения определенных фактически человеческих потребностей. Дабы человек остался человеком, фрейдовские инстинкты должны быть сублимированы. Из животной природы человека обязана развиться фактически людская натура. В этом ходе гуманизации решающее значение имеют цивилизующие элементы культуры и социальное сотрудничество, осуществляемое также благодаря культуре.

Два других представителя т.н. культурологической школы психоанализа, Хорни и Салливан, подчеркивали социально-культурные детерминанты личности. Салливан, к примеру, назвал свой подход межличностной теорией психиатрии, превращая тем самым психиатрию в раздел социальной психологии. Определяя личность как относительно устойчивый пример повторяющихся межличностных взаимоотношений, Салливан искал обстоятельства психических нарушений в культуре.

Тенденция социального подхода к объяснению личности прослеживается в движении, которое взяло наименование третьей силы в психологии. Такие психологи, как Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Маслоу, В. Франкл и Г. Олпорт, подчеркивали необходимость рассмотрения человека как целостного существа, составляющего здоровую, гармоническую, обычную личность. Применяя целостно-динамический подход, Маслоу внес предложение теорию самоактуализации личности, в соответствии с которой зрелость человеческого индивида наступает в ходе реализации его личностного потенциала. Невроз же появляется как следствие несостоявшегося личностного роста. Маслоу выделил два уровня мотивации, основанные на двух классах потребностей: низших (дефицитарных) и высших (связанных с личностным ростом). Он различал четыре вида дефицитарных потребностей (в восходящем порядке): 1) физиологические потребности, либо потребности выживания (еда, секс, сон и т.д.), 2) потребность в безопасности, 3) потребность в любви и сопричастности (потребность в приятелях и привычных), 4) потребность в признании (самоуважении). Среди потребностей, связанных с личностным ростом, выделены: 1) потребность в самоактуализации (раскрытии личностного потенциала), 2) желание знать и понимать (когнитивный импульс), 3) эстетическая потребность (рвение к красоте и гармонии). Потребности, связанные с личностным ростом, являясь главным мотивирующим причиной фактически человеческого поведения, не смогут, но, реализоваться прежде дефицитарных потребностей. Удовлетворяя последние, мы снимаем психологическое напряжение и восстанавливаем наше равновесие (гомеостаз), но напряжение, появляющееся благодаря потребности в личностном росте, вероятнее усиливает чувство полноты жизни. Так, личностный рост, либо самоактуализация, есть критерием психического здоровья. Это соответствует концепции всецело функционирующей личности, предложенной Роджерсом, и понятию реализации смысла жизни Франкла.

3.Личностные черты

Теории личности Г. Олпорта и Р. Кеттела придавали значение понятию черта личности. (Олпортовская концепция черты соответствует понятию фактор у Кеттела.) Любая личность владеет неким комплектом неспециализированных линия. Конкретные индивиды смогут быть охарактеризованы какой-то одной основополагающей чертой. Помимо этого, любой человек владеет комплектом более размытых и не столь кидающихся в глаза вторичных линия. Неповторима не только любая личность, неповторимыми являются и ее мотивационные факторы. Развитие Я осуществляется через прохождение восьми стадий: 1) телесное Я, 2) самоидентификация, 3) самооценка, 4) расширение Я, 5) образ Я, 6) Я, разумно справляющееся с внутренними несоответствиями, 7) Я, утверждающее и развивающее себя, 8) Я знающее. На базе для того чтобы исходного материала, как темперамент, физические свойства и интеллект, личность находится в ни при каких обстоятельствах не прекращающемся ходе развития и в этом отношении представляет собой единое в многообразном. Олпорт формально выяснил личность как присущую индивиду динамическую организацию тех психофизических систем организма, каковые определяют специфику его поведения и мышления.

4.Конституциональные типологии личности

Юнг поделил людей на интровертов и экстравертов, иными словами — на замкнутых (склонных к самоанализу) и общительных (нерефлексивных). Введенные Юнгом понятия стимулировали интерес к типологизации личности. Кое-какие исследователи сопоставили особенности телосложения с определенными личностными типами. Эксперт по патопсихологии Э. Кречмер соотнес эстетическую телесность (долгое худощавое тело) с шизоидной личностью (склонной к шизофрении), а пикническую телесность (полное тело) с циклотимической личностью (склонной к маниакально-депрессивному психозу). Классификация Кречмера легла в базу конституциональной психологии У. Шелдона (см. выше в разделе Мотивация).

5.Поведенческие теории личности

В соответствии с Скиннеру, поведение человека управляется окружающей средой, а не внутренними силами. Любой индивид находится под контролем случайных событий, подкрепляющих его поведенческие реакции. Вместе с тем Скиннер — оптимист, поскольку не сомневается в том, что человек в состоянии верно организовать ту среду, которая его контролирует; следовательно, человек может творить и переделывать собственную натуру совершает это неизменно, не смотря на то, что и не прямым, а опосредованным — через среду — методом.

Иную теорию социального научения внес предложение А. Бандура. Основные положения данной теории сводятся к следующему. Люди конкретно контролируют собственную судьбу. Влияние на них подкрепления зависит от внутренней регуляции. Такие внутренние факторы, как самосознание, целеустремленность и самоподкрепление, разрешают человеку регулировать, предвидеть и направлять внешние действия. Как и в норме, в случаях психической патологии поведение формируется в следствии научения, а потому аномальное поведение и плохие привычки — это по сути дела одно да и то же. Применяя способы модификации поведения в сочетании с упражнениями по формированию самоосознания и саморегуляции, возможно заменить нехорошие привычки хорошими, а аномальное поведение — обычным.

6. Эпигенетическая теория Эриксона

С позиций Эриксона, Эго образовывает базу поведения и функционирования человека и есть автономной личностной структурой, основным направлением развития которой возможно назвать социальную адаптацию. Эго взаимодействует с действительностью при помощи восприятия, мышления, внимания и памяти, содействуя возрастанию компетентности чел. Развитие Эго неизбежно связано с социо-культурным контекстом и охватывает все жизненное пространство от рождения до смерти.

Основные психологические теории личности

Человек в ходе жизни проходит восемь универсальных для всего человечества стадий, восемь возрастов. Эпигенетич. концепция развития (греч. по окончании рождения) базируется на представлении о том, что любая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время (критический период), и о том, что полноценно функционирующая личность формируется лишь методом прохождения в своем развитии последовательно всех стадий.

Любая психосоциальная стадия сопровождается кризисом — поворотным моментом в жизни человека, появляющимся как следствие успехи определенного уровня психологической зрелости. Любой кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий человека к личностному росту и преодолению жизненных препятствий. На очередной фазе жизненного цикла личность решает специфичную для данного этапа развития эволюционную задачу. Кризис содержит позитивный и негативный компоненты. В случае если на предыдущей стадии Эго обогатилось новыми положит, качествами и конфликт решен удовлетворительно, то сейчас Эго вбирает в себя новый позитивный компонент, к примеру, базальное доверие и автономию, что гарантирует предстоящий личностный рост. Напротив, в случае если конфликт остался неразрешенным, в Эго встраивается негативный компонент, таковой как базальное недоверие, стыд, сомнения.

Основные психологические теории личности

Первая стадия (1-й год жизни) носит название орально-сенсорной и предполагает формирование базального доверия либо недоверия к миру. Вторая стадия (1-3 года) — мышечно-анальная — предполагает формирование автономии либо стыда и сомнений. Третья стадия (3-6 лет) — локомоторно-генитальная — содействует формированию инициативности либо вины. Четвертая стадия (6-12 лет) — латентная — предполагает развитие трудолюбия либо эмоции неполноценности. Пятая стадия (12-19 лет) — подростковая — закладывает базы Эго-идентичности либо ролевого смешения, неопределенности. Шестая стадия (20-25 лет) — ранняя зрелость — направлена на формирование эмоции интимности или изоляции. Седьмая стадия (26-64 года) — средняя зрелость — связана с возникновением эмоции продуктивности либо застоя. Восьмая стадия (65 лет-смерть) — поздняя зрелость — предполагает формирование Эго-интеграции либо отчаяния.

Для наступления каждого кризиса существует приоритетное время, обусловленное генетическая последовательностью развития. В случае если первый кризис своевременно не разрешается (как и любой последующий), задача доверие-недоверие будет появляться опять и опять на каждой последующей стадии развития.

Обществу и человеку придается равное значение в формировании личности на всем протяжении жизни. Результаты первых четырех стадий развития полностью детерминированы влиянием социума, а разрешение распрей на более поздних возрастных этапах делается все более зависимым от внутренних факторов.

В базу концепции, созданной коллективом украинских ученых под управлением Л.В. Сохань, положено представление о жизни человека как творческого ходе. Личность рассматривается как субъект жизни, в базе существования которого лежит жизнетворчество — духовно-практической деятельность личности, направленная на творческое проектирование и осуществление ее жизненного проекта. Разрабатывая, корригируя и осуществляя свой сценарий жизненный, личность овладевает искусством жить — особенным умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, способов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество выступает методом решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач. Это процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самоусовершенствования. Концепция разрабатывает кроме этого такие понятия, как: жизненный путь личности, образ жизни, стиль жизни, культура жизни и др.

В базе концепции лежит понятие активации, т.е. психол. возбуждения либо напряжения, вызываемого состоянием физиол. возбуждения в обусловленном центре мозга. Существует обычный для каждого человека уровень активации (простая либо характерная активация), являющийся чёртом его личности. Его формированию содействует ранний опыт человека. Фактический уровень активации зависит от действия стимуляции внутренних и внешних источников. Если он падает ниже простого для данного человека, то поведение направлено на повышение влияния стимула. В случае если активация выше простого, поведение направлено на уменьшение влияния.

В зависимости от уровня простой активации (активации потребностей), и от степени экстернальности-интернальности все люди делятся на четыре типа личности:

Основные психологические теории личности

1. Высокоактивационный экстернал — удачливый человек, ищущий встреч с природной и социальной средой; он ненасытен в своих аппетитах, пытается к действиям, сильным переживаниям, проявляет любопытство, авантюрность и импульсивность.

2. Высокоактивационный интернал — человек, склонный к размышлению, фантазированию; он невнимателен к событиям внеш. мира, узкий и сложный, ведет жизнь из разума, направляться своим ощущениям и чувствам, пытается к новизне и творчеству.

3. Низкоактивационный экстернал — вечный консерватор, конформист; он несложен в своих вкусах, избегает распрей неоднозначности и сильных, дезорганизованных внешних событий, пробует наводить установленный порядок в окружении, предпочитает привычное новому.

4. Низкоактивационный интернал — консервативный, защищающий золотую середину человек; избегает любых излишков и поблажек, несложен, несложен, без детализированных мыслей и мечт, аскетичен, склонен к последовательности и устойчивости.