Понятие межличностных отношений

Межличностные отношения – это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме эмоций, суждений и обращений друг к другу.

Понятие межличностных отношений

Межличностные отношения включают:
1) восприятие и познание людьми друг друга;
2) межличностная привлекательность (притяжение и симпатия);
3) сотрудничество и поведение (в частности, ролевое).

Компоненты межличностных взаимоотношений:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Именно поэтому компоненту происходит познание лично-психологических изюминок партнеров по совместной деятельности и согласие между людьми. Чертями согласия являются:
а) адекватность – точность психического отражения принимаемой личности;
б) идентификация – отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент – включает положительные либо отрицательные переживания, появляющиеся у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии либо антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.;
в) эмпатия – эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех эмоций, каковые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
3) поведенческий компонент – включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, обращение и действия, высказывающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играется ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Понятие межличностных отношений

Эффективность межличностных взаимоотношений оценивается по состоянию удовлетворенности-неудовлетворенности группы и ее членов.

Виды межличностных взаимоотношений:
1) производственные отношения – складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. неприятностей и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:
а) по вертикали – между начальниками и подчиненными;
б) по горизонтали – отношения между сотрудниками, имеющими однообразный статус;
в) по диагонали – отношения между начальниками одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;
2) бытовые взаимоотношения – складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3) формальные (официальные) отношения – нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;
4) неформальные (неофициальные) отношения – взаимоотношения, каковые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях либо антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т. д.

Понятие межличностных отношений

На темперамент межличностных взаимоотношений влияют такие личностные особенности как пол, национальность, возраст, темперамент общее состояние организма, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др.

Этапы развития межличностных взаимоотношений:
1) этап знакомства – первый этап – происхождение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и темперамент взаимоотношений между ними;
2) этап приятельских взаимоотношений – происхождение межличностных взаимоотношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми преимуществ и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (происхождение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и направляться. д.);
3) товарищеские отношения – сближение взоров и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием.