Социальные потребности примеры

Наиболее важным вопросом в проблеме построения коммунизма возможно признать вопрос соотношения личного и публичного. Непонимание закономерностей жизни выливается во множество предположений: что коммунизм возможно выстроить, лишь переделав человека; что лишь рвение каждого к реализации своих эгоистических целей может двигать все общество вперед; что коммунизм неосуществим без тоталитарной власти с подавлением свобод; что потребности постоянно обгоняют возможности экономики и потому ни при каких обстоятельствах не удастся воздать каждому по потребности, и без того потом. Фальшивых выводов так много, что опровергать любой из них по отдельности возможно всегда.

Но возможно попытаться разложить их по группам. И начну я с вопроса потребностей.

Все потребности возможно поделить на публичные и личные. Отличаются они одним: личные потребности ощущаются человеком напрямую, а публичные являются механизм, разрешающий их лучше удовлетворять. И те, и другие отвечают на один и тот же вопрос, неизменно задаваемый вселенной — закон неубывания энергетической энтропии,— и отвечают на него сохранением и развитием жизни.

Личные потребности имеется продукт эволюции форм организмов. Организмы, не имеющие потребностей, погибли; жизнеспособные, имеющие потребности – процветают. Механизм потребностей реализован в форме стимулирования поведения, ведущего к увеличению выживания организма.

В посте про эволюцию я поделил потребности на личные (еда, защита, размножение и обучение), социальные (общество, любовь, уважение, сострадание, справедливость) и эстетические (чувство красивого). Первая категория относится к нужному для личного выживания поведению, вторая – для обеспечения наиболее подходящего для этого условий (социума), назначение третьей пока остается для меня размытым (о ней когда-нибудь позднее).

Потребности имеют форму выражения – жажды: голод, мороз, ужас, любопытство, и т.п. К примеру, желание в уважении может выражаться в форме честолюбия, рвения к славе. В отличие от потребностей, имеющих четкое эволюционное обоснование, форма выражения потребностей возможно иррациональна. Не смотря на то, что она также есть продуктом эволюции, но эта эволюция происходила на различных стадиях развития и с различной скоростью: эволюция химическая, биологическая, культурная. Форма проявления потребности, появившись на каком-то этапе, консервировалась в генетическом либо культурном коде, и довольно часто волновалась время актуальности . Такова, к примеру, любовь к шоколаду либо подсознательный ужас перед змеями – имея в базе рациональные потребности в питании и защите, они являются уже неактуальную на сегодня форму, которая при бездумном следовании ей не оказывает помощь выживать, а, напротив, мешает. Имеется и культурные потребности, на сегодня уже устаревшие: к примеру, потребность в всевышнем либо университет уважения в мужской среде к бабникам. Влияние иррациональных проявлений потребностей на нашу жизнь и действия огромно, и сохранить рациональность поведения — и выжить — нам разрешает лишь наличие разума и опережающая эволюция мышления, науки и просвещения, и рационализирующее действие общества, удерживающего поведение каждого человека в неспециализированных средних допустимых рамках. Неизменно нужно не забывать, что разум, наука и социум являются такими же плодами эволюции, как и иррациональные жажды, и в числе других задач снабжают исправление, блокировку накопленных ошибок.

Отдельные потребности вступают в несоответствие, в случае если требуют ограниченных ресурсов. Что весьма интересно, по этим ресурсам возможно отнести потребности к материальным (еда, защита), социальным (отношение других людей) и информационным (искусство, знания). Материальные ресурсы ограничены, поскольку потребление их одним человеком сокращает потребление их другими. Информационные ресурсы не ограничены: одну и ту же данные может потреблять нескончаемое количество людей. Социальные ресурсы, напротив, довольно часто имеют антиконкурентную форму, удовлетворяя потребностей тем большего количества людей, чем больше в них вовлечено.

Рациональность потребностей свидетельствует, что они имеют значительное значение для выживания человека: они мотивируют, другими словами побуждают человека и общество к действиям. Наряду с этим любая потребность имеет предел насыщения, при достижении которого стимулирующий сигнал затухает по закону предельной полезности.

Экономические, либо материальные, потребности человека ограничены его биологией и в расчете на одного человека фактически не растут. Не смотря на то, что ресурсы для их насыщения ограничены, скорость их производства растет вместе с ростом производительности экономики, и уже на данный момент в полной мере возможно утверждать, что наша мировая экономика способна накормить, одеть и поселить все растущее население, и еще наряду с этим останутся свободные ресурсы.

Социальные потребности примеры

Доминирование экономических потребностей в историческом прогрессе на начальной стадии развития человечества (который мы еще не прошли) легло в базу исторического материализма, который распознал закон развития общества по пути роста производительных сил. Наряду с этим форма и роль экономических потребностей в развитии общества также эволюционалировали.

Биологическая роль экономической мотивации заключалась в закреплении жизнеспособного генетического кода через выживание наиболее приспособленных особей и практически закончилась возникновением разумного существа – человека. Предстоящая эволюция экономической мотивации носит уже культурный темперамент и направлена на закрепление наиболее действенных моделей поведения. Между этими стадиями нет границы, но неспешно культурная роль экономической мотивации начинает господствовать над биологической. На биологическом этапе идет отбор генов: выживают те племена, где лучший кусок и лучшая дама достается лучшему охотнику, по причине того, что в этих племенах он живет продолжительнее и передает свои гены большему количеству потомков. Наряду с этим выживание детей зависит от успешности всего племени, другими словами эффективности самих охотников и оптимального распределения всех ресурсов в него (лишних ресурсов нет), исходя из этого никакого частного присвоения излишков либо наследования быть не имеет возможности, и воспитание детей осуществляется коллективно. Эффективность охотника кроме этого зависит от его уровня жизни (сытости и здоровья), и предоставление ему права на лучший кусок при делении ресурсов повышает его — соответственно и всего общества — производительность.

Культурная эволюция экономической мотивации выражается в развитии механизмов закрепления наиболее действенного поведения. По окончании того, как появляется совместный труд, верное поведение становиться более серьёзным, чем верные гены, и в обществе начинается механизм присвоения. В случае если первобытный коммунизм оставлял кусок любому члену племени, то присвоение разрешает сосредоточить материальные ресурсы в руках семьи — первичного носителя культурного кода и механизма его передачи (воспитания). Классическая семья передает опыт «от отца к сыну». Семья, воспроизводящая верную с позиций общества модель воспитания делается богатой — соответственно, может позволить себе больше детей, и еще шире распространить свой опыт. Наряду с этим классическое перераспределение в пользу более успешных семей разрешает достигнуть всего лишь неравенства в уровне их потребления, которое определяет скорость воспроизводства труда (детей). Имеется и вторая положительная обратная связь: уровень дохода крестьянской семьи зависит от количества работников, исходя из этого семье выгодно пускать дополнительные ресурсы на повышение количества детей, а не собственного уровня жизни. Сила классического общества, передающего культурный код при помощи семьи, такова, что остается актуальна вплоть до буржуазного общества.

Развитие производительных сил ведет к том, что появляется прибавочный продукт (превышение количества произведенного продукта над нужным для обеспечения воспроизводства труда уровнем потребления), и развитие производственных взаимоотношений ведет к тому, что начинается эволюция уже не отдельных моделей поведения, а групповых – организаций. И снова механизм присвоения изменяется: появляется собственность на средства производства (капитал), который имеется форма присвоения наиболее успешными формами коллективного поведения (организациями) права на ресурсы (инвестиции), нужные для закрепления положительной модели — выживания организации и ее развития. Не смотря на то, что для верного закрепления опыта присвоение ресурсов, другими словами средств производства, должно осуществляться самой эволюционирующей формой — организацией, в сочетании с классической системой закрепления моделей личного поведения это реализуется в форме частной собственности на средства производства и праве наследования. В тот период, в то время, когда влияние капитала выше, чем труда либо технологий, ввиду его недостатка, и требуется большая концентрация капитала, эта модель выясняется только успешной: при частном присвоении всего прибавочного продукта он пускается не в потребление, поскольку экономические потребности владеющей семьи в целом удовлетворены малой его частью, а в воспроизводство капитала. Это приводит нас к выводу, что бурное развитие капитализма вероятно лишь при условии достаточно сильного насыщения у класса капиталистов базовых – экономических – потребностей.

Как видно, любой этап имеет коды, действенные для своего этапа развития и имеющие двустороннюю обратную связь. Наиболее сильный, ловкий и умный по генам ребенок получает больший кусок в первобытном обществе, и сам он приносит больше пользы, но это ломается с возникновением совместного труда и развитием университета семьи – выговоры переносятся на верное воспитание. В крестьянской семье доход разрешает иметь больше детей, а количество детей определяет доход семьи, но урбанизация и пролетаризация разламывает эту систему: в городе для рабочего уровень дохода обратно пропорционален количеству детей, что убивает классические ценности, а количество работников делается менее ответственным, чем наличие средств производства. Наконец, в эру капитализма производительность организации зависит от инвестиций, а рост капитала определяется уровнем производительности компании, и это сохраняется , пока скорость роста производительности не обгонит скорость роста потребности в капитале и не разрешит удовлетворить и потребности человека в выживании, и потребности в воспроизводстве труда, и потребности в капитале: с этого момента частное присвоение капитала станет совсем губительным.

Насыщение потребности отражается на ее способности мотивировать. Это особенно хорошо видно на примере экономических потребностей, каковые продолжительное время были основным мотиватором в микроэкономике и двигателем прогресса в истории. Сейчас мы видим кучу накопленных стихийным развитием противоречий: погоня за выгодным браком мешает естественному процессу отбора лучших генов; погоня за уровнем жизни мешает воспроизводству, приводя к падению рождаемости в развитых государствах; погоня за собственностью на средства производства ведет к спекуляциям на денежных рынках и подрыву эффективности экономической деятельности всего общества. Корень этих неприятностей, в неспециализированном-то, один: исключительная роль личной экономической мотивации при падении ее объективного значения с ростом насыщения экономических потребностей и накоплении иррациональных форм их проявления.

на данный момент уровень насыщения этих потребностей все выше, и их стимулирующая роль — все ниже, что вынуждает общество накачивать потребление — то искусственно повышать интенсивность жажд, по сути довольно часто уже в иррациональных формах: в форме статусного потребления, в форме потребления для самовыражения, в форме потребления как жизненного целеполагания. Но людскую психику возможно одурачить лично, но не коллективно: общество хорошо ощущает, в то время, когда его экономические потребности, а не жажды, близки к насыщению. Как писал Прохоров, в СССР всем платили по 120 рублей и худо-бедно кормили, исходя из этого работать никто не желал. Уточню – никто не желал работать для лучшей ЖРАЧКИ. И не захочет уже. В развитых государствах имеется люди, в 6-7 поколении живущие на пособие и им довольные. Одновременно с этим многие из высокооплачиваемых экспертов предпочитают менее оплачиваемую, но более занимательную работу более высокооплачиваемой. Более того, среди них кроме того появляется движение дауншифтинга — люди сознательно отделяют потребности от их иррациональных проявлений. И с экономическим развитием это будет увеличиваться: люди не будут работать за еду, поскольку еда будет все более доступна. Это очень важная тенденция, которая одна уже станет залогом развала системы, созданной на базе экономической мотивации работников: чтобы сработал экономический мотиватор, их придется опять держать в тёмном теле, по причине того, что кроме того все более баснословные бонусы откажутся работать.

Информационные потребности индивида, в отличие от экономических, растут быстро, и вряд ли в то время, когда остановятся, не смотря на то, что имеют некоторое ограничение в каналах восприятия и свойствах человеческого мозга – при безграничности фантазии. Но, к счастью, они владеют чудесным свойством: удовлетворение потребности одного не сокращает возможности удовлетворения потребности другого. Одну новую книгу может прочесть миллиард человек, причем в один момент. Попытки копирастов возвести неестественные преграды и перевоплотить данные в ограниченный конкурентный ресурс мешают насыщать людям свои информационные потребности, но история ни при каких обстоятельствах не жаловала того, что стоит на пути прогресса. Связь информационных потребностей с экономическими ресурсами проявляется в форме разных устройств, роль которых неумолимо изменяется от носителя информации к методу получения информации из единого, публичного источника.

Информационные потребности выступают все громадным мотиватором. Но настоящее информационное потребление, в отличие от материального, неразделимо от самосовершенствования личности – от ее культурного и интеллектуального роста, и находится с ним в петле обратной связи. Удовлетворение любопытства, тяга к знаниям, познание искусства кроме этого завязаны на самореализацию, на использование открытого, без которой они остаются пустыми, бесплодными суррогатами.

Особенную роль занимает такое явление, как скука. По сути, скука есть проявлением информационной потребности в разнообразии – в соответствии с кибернетике, нужном компоненте для обучения и развития. Но доминанта материальных потребностей в жизни человека ведет к падению потенциала его интеллектуального и культурного развития, а это указывает ограниченность в содержательном информационном потреблении. В этих условиях все шире распространяются суррогаты информационного и эстетического разнообразия: поиск новых чувственных удовольствий, разнообразие потребления, разнообразие убеждений и ценностей. Рвение к открытию нового, к поиску знаний а также к красоте сводится к задаче избыточно усложненного выбору из огромного комплекта заблаговременно заданных вариантов. Вместо первооткрывательства, отражающего экспансию жизни – поездка по курортам; вместо поиска и создания знаний – просмотр развлекательных программ; вместо красоты – избыток красок, спецэффектов, вместо эмоциональных переживаний – усиленные дозы адреналина, насилия и разврата; вместо эйфории освоения новых навыков и личностном росте – обман собственных мозговых механизмов в азартных играх и online — RPG.

Социальные потребности кроме этого очень ограничены и в действительности не завязаны на материальные ценности. Не смотря на то, что для социальных потребностей имеется фактор исключительности, их темперамент по большей части двунаправлен. Эволюция социальных потребностей происходит по пути роста эффективность публичных взаимоотношений.

Серьёзным на сегодня извращением социальной потребности в уважении есть статусное потребление. Зависимость дохода от полезности индивида и его деятельности для общества, которая проходит нитью через всю историю в форме образов лучших генов – примера для подражания – действенного хозяина стала причиной происхождению культурного кода: уровень потребления сигнализирует о полезности для общества, а следовательно, ассоциируется с уважением. В следствии появилась извращенная модель: чем выше твой уровень потребления, тем больше тебя уважают. Это большой стимул для сверхпотребления, выходящий за ограниченные биологией рамки настоящих экономических потребностей, в действительности есть страшным извращением настоящей связи нужные успехи – уровень уважения. С этим явлением мы хорошо привычны: если ты таковой умный – из-за чего таковой бедный? и в случае если у тебя нет миллиона – можешь идти в жопу.

Но многие социальные потребности вправду развиваются и удовлетворяются более действенно с применением информационных достижений: поддержание взаимоотношений на расстоянии через виртуализацию общения открывает дополнительный простор для удовлетворения социальных потребностей.

Верховный уровень личных потребностей.

Маслоу поделил личные потребности по группам. Наверх пирамиды он поставил потребность в самореализации и самосовершенствовании. В случае если мы посмотрим более пристально, то в действительности это не отдельная потребность, а синтез всех трех групп потребностей: человек пытается к саморазвитию и совместной творческой самореализации в публично-нужном труде. Это включает экономический уровень (труд), и социальный уровень (полезность определяет признание обществом, уважение), и информационный уровень (развитие – освоение нового и творчество – создание нового).

Как раз к данной, и лишь к данной форме смогут и должны придти отдельные личные потребности для гармоничного, радостного развития человека. Текущий их синтез около сферы потребления есть временным перекосом, извращением с перевесом одной составляющей. Все, что содействует удовлетворению данной потребности в обществе – прогрессивно, а все, что мешает – реактивно и должно быть изжито, вытеснено из культурного кода его осознанным, целенаправленным исправлением. И это не произвол какой-то идеологии, это закономерный вывод из всей истории эволюции человека и жизни по большому счету, определенный его местом во вселенной и в структуре ее законов.

Что же являются публичные потребности и как они соотносятся с личными?

В случае если общество как форма организации людей есть продолжением эволюции, то задачи общества проистекают ровно из тех же задач сохранения и развития жизни. Развитие жизни кроме этого имеет ровно одно направление – увеличение возможности ее сохранения. Общество, развивающееся в любую другую сторону в долгом периоде нежизнеспособно по самому определению жизнеспособности.

Для исполнения своей функции общество должно делать две задачи: создавать наилучшую среду для выживания элементов (человека) и увеличивать возможность выживания самого общества (множества людей).

Общество складывается из людей и связей между ними. Выживание человека, как я написал выше, всецело описывается комплектом его потребностей, значит, первая потребность общества – наиболее полное удовлетворение личных потребностей человека. Многие считают общество делом рук человека, его инструментом, и исходя из этого на этом перечень целей существования общества завершают. Но общество, не смотря на то, что складывается из людей и представляет собой структуру связей, слагающихся из действий людей, превосходит просто комплект отдельных людей. Как бессердечные законы естественного отбора стали причиной тому, что выживает лишь тот, кто лучше может выживать, так и в отношении разных форм публичной организации отбор покинул лишь те, каковые выработали механизмы для собственного выживания.

Так, общество представляет собой еще одну единицу эволюции, которая имеет свою эволюционную историю. Но, законы выживания остаются теми же самыми, следовательно и потребности общества должны быть теми же самыми: 1) защита 2) питание 3) развитие. В случае если человек оперирует личным поведением для получения еды, знаний и создания безопасности от врагов и естественных опасностей, то общество — внутренней организацией для действенного ведения экономической, научной и оборонительной деятельности.

Экономическая и научная деятельность имеется две стороны одного процесса. Знания помогают более полному пониманию законов среды существования, включая сами законы жизни, для более действенного применения данной среды для увеличения выживания. Прав был Маркс – дело в том, дабы мир поменять; это закон природы – информация в своей сути имеется отражение возможности трансформации материи. Экономика как организация труда имеется процесс извлечения энергии и организации материи для лучшего удовлетворения потребностей людей и ведения оборонительной деятельности. Тут стоит остановиться подробнее.

Социальные потребности примеры

Что касается потребностей людей, то данный момент понятен практически каждому. Мы должны создавать больше всего того, что необходимо людям, дабы они жили лучше.

Второй момент производства — это петля обратной связи: мы должны создавать как возможно больше того, что расширит наши возможности по производству, другими словами больше средств производства. Гармоничный баланс между первым и вторым гарантирует успешное развитие; но на различных стадиях развития производительных сил и общества данный баланс разен. Данный баланс отражается в соотношении уровней потребления и инвестиций. Закономерность для того чтобы развития весьма несложна: лидирует и выживает то общество, которое стремительнее наращивает свои производительные силы. Наряду с этим громаднейшая скорость роста достигается при гармоничном сочетании инвестиций в капитал, в развитие человеческого ресурса и в развитие науки и технологий. Это указывает кроме этого постоянный рост уровня жизни, другими словами удовлетворения личных потребностей.

Социальные потребности примеры

Наряду с этим возможно подметить следующую закономерность: в случае если личные экономические человеческие потребности ограничены, то со временем при постоянном росте экономики их насыщение будет неспешно приближаться к максимуму и значимость значительно упадёт. Так, что, во-первых, потеряется суть в мотивирующей системе распределения (экономическая мотивация практически прекратит работать), а во-вторых, все больше ресурсов будет оставаться для инвестиций в капитал и знания. Но это может привести к сокращению влияния инвестиций в капитал на рост производительности, другими словами вкладывать ресурсы в производство средств производства будет иметь меньше и меньше смысла, т.к. отдача от избыточных инвестиций будет мизерной. Останется лишь направить их…. Куда?

Вот тут мы вспоминаем про третью, оборонительную деятельность общества. Эволюционная оправданность общества такова, что оно разрешает противостоять опасностям, намного превосходящим те, с которыми смогут совладать разрозненные люди. К примеру, защита целой планеты от опасностей столкновения с космическим телом; задачи расселения в космосе чтобы не зависеть от единственной планеты; управление окружающей средой для сохранения ее жизнепригодности в условиях эксплуатации человеком. Это – оборонительное – направление требует огромных ресурсов как для материального производства, так и на развитие наук. И оно есть основным, главным результатом эволюции общества – вовсе не большое счастье каждой клетки — человека, а успешная жизнь и развитие всего организма — человечества. Любое общество (а нам пока известно лишь одно), которое не сможет осознать своей эволюционной задачи, со времени провалится сквозь землю в истории, обнулив все результаты миллиардов лет эволюции. А реализовать эту задачу возможно лишь в случае если ее осознанно осознать – другими словами, по Марксу, овладеть законами собственного развития жизни и перейти от стихийной эволюции к управляемой.

Социальные потребности примеры

Какое же место имеют личные потребности в структуре публичных? Да в неспециализированном-то достаточно посредственное. Пока мы все – все люди – голодаем и болеем, исходя из этого наши индивидуальные потребности для организма приоритетны, нуждаются в скорейшем удовлетворении. Но это патология недоразвитости; развитие производительных сил все стремительнее приближает нас к тому состоянию, в то время, когда первичные – экономические – потребности смогут быть удовлетворены до приличного уровня насыщения, и коллективный разум человечества сможет переключиться с болевых сигналов изнутри на свои настоящие задачи.

Значит ли это, что людская жизнь и личное счастье ничего не следует? О нет, наоборот; личное счастье и людская жизнь – это самая ответственная задача общества, но лишь по окончании задачи выживания и развития самого общества. Людская жизнь крайне важна, по причине того, что на защите человеческих жизней существует и общество полностью. И потребности человека серьёзны – лишь удовлетворив нижний уровень потребностей, мы сможем погасить болевой сигнал и выйти на настоящую, боевую мощность: заменить ручной труд одними усилителями (средствами производства), рутинный интеллектуальный труд – другими усилителями (компьютерами), и сконцентрироваться на удовлетворении наивысшей потребности и настоящем предопределении человека в эволюционной спирали – в творческой самореализации, которая и поведет все люди к восходящему прогрессу.

Социальные потребности примеры

Завершая разговор о потребностях, я желаю сделать следующую выдержку:

1) Экономические личные потребности человека небезграничны: экономика начинается стремительнее них и будет способно их удовлетворить.

2) Миф о невычислимых соотношениях потребностей опирается на расцвет нерациональных, устаревших форм их проявления, вроде статусного потребления. Эти формы тяготят человека и их нужно изживать культурно, поскольку они уже не выполняют своей нужной роли закрепления действенных генов, моделей поведения а также форм организации, в ходе чего полное удовлетворение чистых потребностей станет в полной мере достижимым.

3) Данный процесс приведет к смерти экономической мотивации и выведет человека на новую ступень мотивации: творческую самореализацию. Это потребует замены системы распределения доступа к благам, либо потребления, по уникальности , на форму по потребностям.

Социальные потребности примеры

4) Рациональность потребностей свидетельствует необходимость и возможность заниматься целеполаганием не методом определения сиюминутных предпочтений людей и их агрегации статистически-экспериментальным способом, как это делает рынок, а методом научного понимания законов развития человечества и определения того, как будут изменяться потребности людей в своей базе.

5) Общество должно и будет удовлетворять потребности своих членов; но в связи с тем, что потребности сместятся в сторону публично-нужной самореализации, основной задачей общества в данной сфере будет создание возможностей для публично-нужного занимательного труда, который будет лишь раздвигать возможности общества. Данный процесс станет самоцелью (потребность в самореализации = потребность в ходе) в составе более великой цели.

6) Снятие экономической мотивации при выборе сферы самореализации приведет к росту конкуренции за самые увлекательные рабочие места, что сделает социальные лифты автоматическими. Любой сможет реализоваться на большом для себя уровне, предоставив в распоряжение общества все свои способности в их большом потенциале.

7) Основной задачей общества станет накопление знаний о мироустройстве и благоустройство среды (как планетарной, так и космической) для лучшего выживания человечества.

Следующим этапом я планирую перейти к отношениям свободы, ответственности и полномочий, что одно да и то же, между обществом и человеком.